ЛЕГЕНДЫ И БАЙКИ
    Алтайский шаманизм

Из поколения в поколение, из века в век у алтайцев передается необычное знание. Выросшие на Алтае считают, что это загадочное место - не просто горы, леса, реки, водопады. Это живой дух, щедрый и богатый исполин – великан.

Алтайский шаманизм не заменяет собой буддизм, христианство или мусульманство. Он всего лишь дополняет морально – этические представления теплом и разнообразием одухотворенной природы и космоса. Есть мнение, что современному человеку необходимо начинать с самого начала - со своих природных корней. Очиститься красотой и гармонией природы. Для этого человеку приходится менять свое бездуховное мировоззрение. Даже поверхностное ознакомление с материалами по алтайскому шаманизму показывает, что в его основе лежит любовь к родной земле, к здоровому образу жизни, к естественным потребностям. Алтайцы очеловечивают земной и иные миры, признают возможность общения между этими мирами сугубо человеческими способами: беседой, диалогом, договором. Они считают, что небесные духи через своих помощников шлют на землю зародыши детей, скота, зверей. Духи отводят болезни, засухи, молнии. Люди чрезвычайно серьезно чтят духов. Угощают их напитками и едой, приносят различные жертвы.

Между мирами происходит постоянный диалог – обмен. Промахи людей наказываются болезнями, падежом скота, бездетностью, потерей души. Но это потерянное равновесие можно восстановить своим безупречным поведением или с помощью шамана. Самые главные занятия алтайцев – охота и скотоводство. Охотники испытывают очень сильное психологическое влияние Алтая. Алтай приводит в изумление и восторг своей красотой, внушает страх своим величием. Хозяином Алтая является по легендам – АЛТАЙ – ЭЭЗИ. Готовясь к охоте, люди говорят о хозяине только хорошее, угождают ему, стараясь вести себя праведно. Поднимаясь на вершину горы, привязывают дьяламу. Произносят алкыш: - «Пусть мой Алтай даст добычу.» На месте стоянки угощают напитками священный кедр. Зверей называют только так: медведя – дедушкой, волка – длиннохвостым дядей, белку – костяной головой, соболя – черным бегуном. Во время охоты рассказывают сказки хозяину, даже приглашают специальных сказителей.

Алтайские звери наделены умом и имеют души, место обитания души зверя – нос. Охотники уносят с собой души животных и никогда не стреляют зверька в глаза и уши (это обязательно принесет несчастье охотнику). Считается, что проглотивший глаз медведя всегда будет храбрым, всевидящим и удачливым на охоте. Нельзя жечь на костре шерсть, перья, кости, иначе хозяин разгневается. Кости зверей бросают в воду или закапывают в снег, глаза кидают в тайгу. Только тогда эти животные смогут возродиться. Лучший друг алтайцев – лошадь. Поэтому лошадям посвящаются целые поэмы. Чтобы жеребенок выжил, не стал жертвой хищных зверей, ему смазывают хребет молочной пеной и произносят специальное благопожелание: - «От стада не отставай – станешь добычей вора. Вперед не забегай – станешь добычей волка. Будь вожаком».

Отдельно следует остановиться на символе благополучия, на вертикальной дороге в иные миры – на дереве. Дерево – символ вечного возобновления жизни. Люди и деревья связаны между собой. Когда появляется будущий шаман, в мифическом мире появляется и растет его личное дерево. Такое дерево есть у каждого. Каждый род алтайцев имеет свою породу деревьев, от которой род ведет свое происхождение. Алтайцы делят деревья на две группы: светлый и темный лес. Светлый – береза, лиственница, тополь и осина. Темный лес – кедр, сосна, пихта, ель. Важно, где дерево растет. На перевалах деревья обладают огромной силой, особенно это касается кедров – великанов, растущих на огромной высоте у верхней границы деревьев. Сибирская пословица говорит правду – «В ельнике – трудиться, в березняке – веселиться, в кедраче – богу молиться».